Женский портал №1
Добро пожаловать
Вход / Регистрация

Этикет


  • Искусство спорить или Как умно спорить. Эристика

    В любом, даже  самом цивилизованном обществе нельзя избежать споров и дискуссий.

    Искусство ведения спора заключается, прежде всего, не в том, чтобы отстоять свою точку зрения, а в том, чтобы не потерять в пылу беседы истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.
    Для того, чтобы вести спор правильно, необходимо соблюдать несколько несложных правил, а именно:

    -расспрашивать своего оппонента;

    -говорить с ним;

    -слушать его.

    Каждый человек, который вступает в спор, должен помнить о том, что и он может ошибаться, а его информация по поводу того или иного явления может быть ошибочной.

    Во время любой дискуссии, даже самого незначительного спора важно не только высказывать свою точку зрения, но и слушать собеседника, стараясь не подавлять и не унижать его. Если монолог все же был вами прерван, следует извиниться перед оппонентом. После того как вы привели ему очередные доводы, неплохо напомнить то место беседы, на котором он был прерван.

     

    Большое значение в любом споре имеет интонация, с которой говорит человек. Она может быть самой разной — решительной и нежной, твердой и мягкой и т. д. Однако в любом случае она не должна обижать человека, нельзя повышать тон, а тем более переходить на крик.

     

    Что нужно знать при ведении спора:

    Прежде чем начать дискуссию, нужно точно определить тему спора, его смысл и цель. Именно от соблюдения этого правила и будет зависеть его исход. Во время спора надо помнить и о том, что это поиск истины, а не способ выплескивания негативной энергии на своего оппонента.

    • Прежде чем вступать в спор, следует узнать значение терминов, которые, возможно, будут употребляться, а также уточнить понятия, о которых будет вестись речь. Как правило, люди часто по-разному понимают одно и то же слово, а потому нередко спорят ни о чем.
    • Во время спора важно определить, с какими понятиями и положениями вы согласны, с какими — нет, а в каких вопросах не совсем уверены. При этом не надо стыдиться признаться в том, что вы чего-то не знаете.
    • Во время дискуссии никогда нельзя переходить на личности, ведь в противном случае обыкновенный спор может стать настоящей схваткой и перерасти в ссору.
    • Во время выяснения истины не отвлекайтесь и на другие темы, которые могут возникнуть в ходе беседы. Всегда следует возвращаться к сути поднятого вопроса, иначе ваш спор может продлиться очень долго.
    • Если в споре доказано, что вы не правы, нужно научиться соглашаться с этим. Умение соглашаться считается признаком справедливости. Однако если ваш собеседник признал, что правы оказались именно вы, нельзя говорить ему: «Я же всегда говорил, что ваша точка зрения ошибочна!» Такое заключение может снизить самооценку вашего собеседника.
    • В конце любого спора обязательно подведите итоги и по возможности сделайте выводы. Кроме того, хорошо, если оппоненты пожмут друг другу руки и выразят признательность за хорошо проведенное время.
    • Во время дискуссии следует внимательно слушать своего оппонента, стараясь не перебивать его. Говорить лучше только после того, как собеседник закончит свою мысль.
    • Спорить всегда следует вежливо, убеждать в своей правоте нужно не жестикуляцией или возбужденным произнесением слов, а знаниями по тому или иному вопросу и логикой.
    • Во время споров ни в коем случае нельзя говорить: «Вам этого никогда не понять». На эти слова ваш оппонент может возразить: «Вы и сами не смогли мне этого объяснить».
    • Нетактично во время спора говорить: «Я не верю вам». Лучше всего заменить эту фразу на следующую: «А вот у меня по этому вопросу сложилось другое мнение». В любом случае поведение собеседников, которые принимают участие в споре, должно быть максимально вежливым. Ведь сдержанный и тактичный человек имеет намного больше шансов на победу.
    • Красноречивые высказывания обязательно должны сменяться молчаливым вниманием, а вот горячиться и нервничать, ведя спор, не стоит. Споря по той или иной проблеме, не забывайте о том, что оппоненты должны уважать мнение противоположной стороны, не относиться друг другу с иронией и недоверием, а также помнить народную мудрость: «Ты спорь, но не вздорь».

    Когда-то в Древней Греции и Древнем Риме существовало единое правило спора: «Не начинай свой спор до тех пор, пока не будешь знать позиции своего оппонента. Ведь это поможет избежать подмены тезисов». Полезно использовать это правило и в наше время.

     

    Подробнее »
  • Этикет речевого общения

    Грамотная речь – 90% успеха.

    Речь может вызывать положительные и отрицательные эмоции, под ее влиянием меняется настроение.
    Форма общения зависит от каждого конкретного случая, когда нужно найти необходимые аргументы.
    Часто мы не замечаем за собой, как в разговоре пытаемся навязать собеседнику свою точку зрения по какому-либо вопросу, при этом иногда совсем не стесняясь в выражениях и не слушая аргументов собеседника. Согласно речевому этикету нельзя оказывать давление на собеседника, поскольку любые нападки вызывают защитную реакцию.
    Умение слушать – один из важных элементов хорошего тона. « истина лежит не в устах говорящего, а в ушах слушающего» — гласит восточная мудрость. Умение выслушать собеседника, не перебивая, — это настоящее искусство.
    Неумение слушать, стремление постоянно прерывать собеседника своими замечаниями – не только нарушение правил речевого этикета, но и проявление неуважения.
    Человек, который следует речевому этикету, соблюдает правила речевой культуры и уважает мнение собеседника, вызывает симпатию. В разговоре также важно не позволять эмоциям брать верх над вами, особенно если этого не позволяет ситуация.
    В повседневной жизни мы не просто общаемся друг с другом, а можем также выступать от имени группы людей, например организации. По культуре речи ее представителя будут судить обо всей организации. Подготовка схемы, тезисов – это залог успеха любого публичного человека.

     

    Правила речевого общения

    1. Старайтесь избегать многословия во всех случаях жизни, чётко определяйте цель, с которой можно вступать в разговор. Говорите кратко, понятно и точно. Это относится к информативности речевого поведения. При необходимости донести какую-либо информацию речь не должна многословной. В данном случае для передачи сообщения важнее всего содержание, факт вступления в общение здесь вторичен.
    2. Избегайте речевого однообразия. В различных ситуациях нужно уметь использовать разные речевые средства. Чем большим количеством речевых ролей владеет человек, тем выше его речевая культура. Тот, кто не может подбирать слова в соответствии с обстановкой, не владеет культурой речи.
    3. Умейте находить общий язык с любым собеседником. Это очень важный аспект, которому нужно научиться. У каждого человека свой способ выражения, и часто из-за этого возникает недопонимание, поскольку один собеседник заранее может относиться враждебно к способу выражения другого. В этом случае общение будет неполноценным, а взаимопонимание не будет достигнуто.
    4. Соблюдение речевого этикета необходимо для общения. Что бы ни произошло, будьте вежливы. Отвечая на хамство хамством, мы не только провоцируем собеседника, но и показываем полное отсутствие речевой культуры. Овладейте нормами вежливого общения. Это значит, что надо не только правильно говорить, быть благожелательным и находить общий язык, но и уметь слушать и правильно реагировать на слова собеседника. Важно отвечать собеседнику. Отсутствие реакции на слово — это грубейшее нарушение культурной нормы речевого поведения.
    5. Нарушать правила речевого поведения можно, если это необходимо, чтобы добиться выразительности речи. Однако это вовсе не означает, что при этом можно использовать ненормативные средства. Всегда нужно помнить о том, что всего по одному слову можно составить представление о вашем культурном уровне.

    Стремление найти общий язык с собеседником часто приводит к тому, что человек начинает подражать его манере общения. Это называется синдромом подражания. Не стоит перенимать чужой стиль общения, ведь человек, владеющий культурой речевого поведения, всегда сможет найти общий язык с любым собеседником.

     

    Подробнее »
RSS